В современном виде проект «Территория Отчуждения» является местом сотворчества трех музыкантов: Сергея Белого (лидер проекта, гитара, вокал), Марины Шубиной (бэк-вокал) и Владимира Гребцова (гитара). Форматом выступлений является акустика и электроакустика. Но не так давно существовал полноценный электрический состав, достаточно тяжелый по звучанию. Однако проект всегда отличался тягой к переменам в формате звучания, что вело к новым экспериментам, отразившимся в более чем десятке альбомов и нескольких концертниках. Сейчас стилистику сами музыканты характеризуют как бард-панк. За плечами коллектива огромное количество сыгранных концертов, квартирников, а также участие в множестве фестивалей и open-air-ов. За годы существования песни проекта звучали и продолжают звучать на волнах FM и интернет-радиостанций, в эфирах ТВ-программ, участвовали в большом количестве рок-сборников и нескольких tribute-альбомах. А начиналось всё, как и у многих российских рокеров, с акустических выступлений и альбомов.
Рождением проекта можно считать домашнюю запись в 2005 году в Белгороде акустического альбома-сборника «Не надо гондонить отношения». В 2006 году тот же релиз перезаписан на студии «Метрика-records» в новом более профессиональном качестве. Далее, за последующие три года, были записаны еще пять альбомов: «Хобот Кентавра или Как Курить Писю Кубинской Коровки» - усиленная акустика (студия Метрика records, 2007 г.); «West-Ост» - электричество.(студия UPS records, 2007 г.); «Сказочник» - лайт электричество (студия UPS records, 2008 г.); «Пляски Собак» - электроакустика (студия UPS records, 2009 г.); «Anarchy budet!» - электричество (студия UPS records, 2009 г.). В это время «Территория Отчуждения» много гастролирует по городам России и Украины, часто выступает и в Белгороде. Площадками выступлений были и небольшие клубы, и фестивальные сцены и просто квартиры, где проводились акустические концерты. Проект участвует в акустическом составе в фестивалях «Оскольская Лира» (лауреаты 2008-го года), «Фестивале акустического рока под Балаклеей (в качестве жюри и особых гостей), фестивалях «Веничкина Радуга» (лауреаты 2008-го года, в результате чего вошли в жюри фестиваля), «Поющая кружка» (в качестве гостей), «Белая волна», в подмосковном фестивале «Памяти спелестолога Шагала» и многих других. В 2009-м проект ярко заявил себя на фестивалях «Рок-Игрок-Питер» и «Рок-Игрок-Украина». Были налажены контакты со многими интернет-радиостанциями, песни проекта вошли в несколько андеграундных сборников. В этот и последующий период бурной концертной деятельности выступали на одной сцене с Манагером и гр. «Родина», гр. «Западный фронт», Радой и гр. «Терновник», Вадимом Кузьминым (гр. «Черный Лукич»), Александром Чернецким и гр. «Разные Люди», Умкой и гр. «Броневик», Михаилом Башаковым, Виктором Джалиловым (гр. «Одинокий Летчик»), гр. «Ч.Ч.», Игорем Луневым (гр. «Бубенцы»), Вадимом Курылевым и гр. «Электрические партизаны», гр. «Бригадный Подряд» и др.
Со временем состав проекта претерпевал сильные перестройки, постоянно меняясь от акустического дуэта до почти полного «электричества», то же относится и к работе над альбомами. Все они получались очень разными и по концепции, и по стилистике, и по составу музыкантов. И только основа проекта Сергей Белый, Марина Шубина, Алексей Оробец и их идеи, всегда оставались неизменной базой экспериментов. В это время, вплоть до записи альбома «Anarchy budet!» в 2009-м году, в проекте участвовали в качестве постоянных музыкантов Юрий Ляхов (соло-гитара, бонги, харп, варган) и Дмитрий Коренев (соло-гитара, аранжировки, звукорежессура, мастеринг). Уже в конце записи релиза «Anarchy budet!» в проект влился Артем Эмиргамзаев (соло-гитара, ударные, аранжировки, мастеринг), который привел вскоре, для создания полноценного электрического состава, ударника Алексея (фамилия, к сожалению, утеряна в веках). Начинается период оформления электрических живых аранжировок, период активных репетиций полного «электричества». Альбом был презентован впервые в полном электрическом составе в Белгороде в клубе «In Rock» в ноябре 2009-го и получил большой резонанс, достигнув и превысив уровень успеха релиза «Хобот Кентавра или Как Курить Писю Кубинской Коровки», вышедшего в 2007-м году и надолго ставшего визитной карточкой проекта. Чуть ранее этих событий проект в полном составе в качестве музыкантов участвует в записи релиза «ПАнк ДОНецких ОКраин» помогая донецкому проекту «Дорога Домой». Данная работа также имела большой успех.
Вскоре состав меняется, на смену ушедшему в армию ударнику Алексею приходит Антон Шабалин, а также в проекте появляется второй бас-гитарист Илья Чупкин, с которыми состав играет в Белгороде и гастролирует по Украине с презентациями. Общая география выступлений за прошедшие годы: Белгород, Харьков, Калуга, Москва, Старый Оскол, Донецк, Днепропетровск, Киев, Запорожье, Питер, Тула, Воронеж, Липецк, Луганск, Белая Церковь, Череповец, Курск, Николаев ... С этого времени «Территория Отчуждения» частый участник белгородских клубных фестивалей в электрическом составе. Также лидер проекта Сергей Белый продолжает начатое еще в 2000-м году дело – занимается организацией концертов для других дружественных групп, иногда даже выступая со своим составом в товарищеских солянках.
В конце весны 2010-го года, при обстоятельствах достойных эпического пера, прямо перед очередным харьковским концертом проекта, из него уходит Артем Эмиргамзаев (концерт, несмотря на это, естественно состоялся). Почти сразу, летом, на его место, волонтером для записи нового релиза и последующих презентаций, приходит Андрей Левша (соло-гитара), участник белгородского рок-бэнда «Дерево». Заодно проект меняет и ударника, им становится Дмитрий Киреев, также участник группы «Атом». И начинается работа над сборником лучших песен «ХИТовые гламурЫ», обновленным составом, в новой, полностью живой, электрической аранжировке. Этот период наполнен постоянными репетициями и работой в студии «Метрика records», где писался и сводился материал. Много сил и средств было пущено в эту работу, и не зря. Готовился, писался и сводился данный релиз более года. Множество событий стояло на пути его выхода, несколько раз менялся состав музыкантов проекта, происходили метеоритные дожди и солнечные бури, глобальное потепление и магнитные аномалии также не способствовали реализации планов. Но, несмотря на весь хаос происходящего, в конце зимы 2011-го года альбом-сборник «ХИТовые гламурЫ» увидел свет. К его записи приложили себя не только постоянные, на тот момент, участники проекта, но и, сессионно, многие известные белгородские музыканты, участники других групп. На запись была собрана довольно большая банда музыкантов, в общей сложности в создании сборника приняло участие двенадцать человек. Для записи ударных, в помощь нашему ударнику, был привлечен музыкант довольно известной в Белгороде и Харькове группы «5 Пенсов» Дмитрий Меженин. Также в записи участвовал еще один музыкант из рок-бэнда «Дерево», брат Андрея, клавишник Владимир Левша. И многие другие музыканты-участники также не будут забыты историей, их имена навеки останутся на обложке CD: Максим Строгий и Игорь «Дональд» Побегайло (диджериду, варган и бонги, джембе, дарбука соответственно, участники гр. «Волчье солнышко»), Олег Ермилов (диджериду, лидер гр. «Атом»), также был еще один участник пожелавший сохранить инкогнито. В этот релиз вошли семнадцать композиций, выбранных слушателями из почти всех предыдущих официальных релизов проекта на голосовании в сети Интернет. Не вошли песни только из альбома «Anarchy budet!», т.к. он вышел всего за год до сборника и по форме и содержанию все еще оставался актуальным. Песни из более ранних релизов были переаранжированы достаточно радикально, некоторые из них до этого имелись только в полуакустических версиях, версии других уже давно устарели. В аранжировках использован широкий ряд инструментов, как обычных для рок-групп, так и довольно экзотических, типа диджериду, казу и т.д. Стилистика песен также весьма обширна, от панк-рока до фолка и реггей. Чистых стилей в песнях не наблюдается, музыканты все перелопатили со свойственным проекту бармалейством … Данный релиз стал итогом пятилетней деятельности и вместил в себя все достижения и концепцию проекта на тот период.
Во время презентаций релиза были налажены контакты с московским «Prostofest»ом, руководители которого и пригласили акустический вариант проекта выступить летом на фестивале «Пустые Холмы-2011». А электрический проект, после всех презентаций релиза «ХИТовые гламурЫ», длившихся всю весну, в его белгородском варианте закончил свое существование выступлением на байк-слете «Нежегольская слобода». Состав был распущен. Остался только костяк – акустический дуэт Сергея Белого и Марины Шубиной, который и представлял «Территорию Отчуждения» в Санкт-Петербурге с середины лета до середины осени 2011-го года, когда проект перебрался на постоянное место дислокации в этот город. Но уже в октябре была собрана часть нового состава. Вначале был принят харпер Дмитрий Савко, а чуть позже к проекту присоединились клавишница Анастасия Кучек и бас-гитарист Андрей Карапетян. С ними песни зазвучали по-новому. В это время «Территория Отчуждения» ярко заявляет себя на петербургских фестивалях «Мото-Джем» и «Рок-Прорыв». А еще чуть позднее, в конце осени, в проекте появляется барабанщик Борис Пилявский. Окончательно же состав оформился с приходом соло-гитариста Юрия Маниты и творческая деятельность продолжилась с новыми силами и собратьями по оружию.
В 2014 году увидел свет релиз проекта, интернет-сборник, под названием «Экспансия». Это один из концертных вариантов исполняемой на тот момент программы без участия клавишных, т.к. незадолго до этого Анастасия Кучек временно покинула проект. Запись велась «живьем». Сборник также был выпущен на физических носителях ограниченным тиражем для раздачи в рамках традиционного весеннего сольного концерта в мае 2014 года в Санкт-Петербурге и в ходе фестивалей по России и СНГ в том же году. На варианте CD кроме этого релиза слушателей ожидал приятный BONUS: концертные видеозаписи.
А в 2015-м году проект выпустил макси-сингл «Игра в прятки». В него вошли три аудио-композиции рожденные в Петербурге: «Остаемся», «Игра в прятки» и «Колесо системы». В качестве бонуса слушатели получили электроакустическую версию песни «Колесо системы», а также три кавера на группы: «Красная Плесень» (вошла в официальный трибьют-сборник), «Фолк-Сити-Банда Где-То-Рядом» (вошла в качестве бонуса в альбом группы), «Медиатория» (вошла в официальный трибьют-сборник).
Также в качестве приятного подарка в релиз вошли три видео с основными песнями макси-сингла.
В начале 2016 года проект покинул гитарист Юрий Манита. На смену ему пришли сразу два музыканта, Виталий Рахмилов (соло-гитара) и Павел Севастьянов (ритм-гитара). Возвращается в проект клавишница Анастасия Кучек. Было принято решение разделить песни по трем программам: акустическая, электроакустическая и полномасштабная электрическая. Акустическая программа планировалась для исполнения в основном на квартирных концертах. В нее вошли те песни, которые в акустике имеют особый драйв и энергетику. Электроакустическая часть программы была нужна для исполнения песен которые не требовали особо тяжелого звучания. Электрическая же программа включила в себя все новые тяжелые боевики, а также часть старых хитов проекта и, благодаря новым аранжировкам, стала более мощной и драйвовой. На сольных концертах исполнялись песни из всех этих программ, а на фестивалях и солянках каждая из них использовалась отдельно, в зависимости от темы мероприятия. Каждая из програм подразумевала и свой состав музыкантов.
Осенью 2016 года состав вновь немного меняется, уходит гитарист Виталий Рахмилов. Аранжировки песен электрической программы меняются и становятся более легкими, в них основную роль начинают играть клавиши.
Зимой 2017 года выходит интернет-релиз «Брать ЖивьЁм!», записанный летом 2016 года с Виталием Рахмиловым. А лидер проекта Сергей Белый участвует вместе с такими знаковыми музыкантами как: Вадим Курылев («ЭлектроПартизаны»), Илья Черт («Пилот»), Александр Чернецкий («Разные люди»), Михаил Башаков, Михаил Новицкий, Сергей Паращук («НЭП»), Дмитрий Краш («Кранштейн»), Михаил Семенов («Декабрь») и др. в записи и презентациях антивоенной песни «Пока не поздно» (автор: Вадим Курылев), явившейся началом проекта «АнтиАрмия», обещавшего на тот момент стать новой волной антивоенного рока. Весной на Петербургской студии грамзаписи «Мелодия» проект записывает песню «Либерталия» для трибьюта группы «Электропартизаны», после чего коллектив покидает Павел Севастьянов (ритм-гитара), на смену ему приходит Владимир Гребцов (бывший участник коллектива «Зеленая Волна», руководителем которого являлся известный питерский поэт, актер и музыкант Михаил Новицкий («СП Бабай»)). Осенью этого же года проходит презентация трибьюта группы «ЭлектроПартизаны», где проект участвует с кавер-версией и своими песенями в питерском и московском концертах. Зимой начинается работа над песнями для планирующегося диска-сборника «Нам не нужна война» («АнтиАрмия»). Записываются три песни, из которых одна попадает на диск наряду с песнями таких музыкантов и групп, как: Борис Гребенщиков, «Lumen», Василий К, «Louna», Андрей Макаревич, «Адаптация», Юлия Теунникова, «Бригадный Подряд», «Пилот», «Тараканы» и др.
Весной 2018 года выходит макси-сингл «ВОЙНА», записанный на Петербургской Студии Грамзаписи (Мелодия), являющийся квинтэссенцией антивоенных настроений вокруг и внутри группы, и не только их. Тогда же, после участия в презентации первого диска-сборника проекта «АнтиАрмия» в Санкт-Петербурге сотрудничество с ним и другими проектами Вадима Курылева становится невозможным по многим причинам, часть из которых была изложена в выпущенном в соцсетях, и имевшем резонанс, «МАНИФЕСТЕ Территории Отчуждения». В конце весны проект «Территория Отчуждения» записывает там же на ПСГ еще один макси-сингл - «ВОПРЕКИ», который выходит осенью. Тогда же и там же записывается песня «Балканские мосты» для трибьюта Константину Арбенину, посвященнму 50-летию автора, и меняется состав проекта, по различным причинам уходят клавишница Анастасия Кучек, барабанщик Борис Пилявский и бас-гитарист Андрей Карапетян. Проект начинает сотрудничество с различными сессионными музыкантами, в числе которых Сергей Иванов - бас, Дима Паровоз - джа-кахон, Олег "Купер" Шаповалов - бас.
В 2019-м году, в связи с техническими сложностями, а также из-за серьёзного изменения состава и перехода в более лёгкое звучание, выпуск следующего альбома отложен, песни из макси-синглов «ВОЙНА» и «ВОПРЕКИ» в их записанном звучании решено было просто объединить в один сборник «ПРОТИВОСТОЯНИЕ», также туда вошла версия песни Константина Арбенина «Балканские мосты», плюс бонусом видеозарисовки на песни «Война» и «Дай мне приказ», а также живая запись выступления нового состава (песня «Противостояние»). Выпущен ограниченным тиражом.
Осенью 2020 года на Петербургской Студии Грамзаписи (Мелодия) записан альбом «ZАДОЛБАЛИ», полностью состоящий из новых песен написанных за минувший 2020-й год. В нём проект впервые попробовал новое электроакустическое звучание с использованием в качестве ударных джа-кахона, в качестве клавишницы вернулась на время записи Анастасия Кучек. Альбом официально появился на всех площадках в полном объеме 28 января 2021 года и сразу же получил множество одобрительных отзывов в сети. Выпущен ограниченным тиражом.В этом же году ко дню рождения Нестора Махно представлен интернет-релиз сингл «Лютая погодка» на стихи Феодосия Щуся. Домашняя запись. Партию баяна исполнил известный петербуржский музыкант Андрей Фомин.
Зимой 2022 года выпущен интернет-релиз сингл «Жопа, поминки и пляски», также записанный в домашних условиях, посвященный различным концертам памяти музыкантов, превращающимся в пляски на костях. В качестве баяниста участвовал Валерий Рохварг. Весной этого же года записан на «Петербургской Студии Грамзаписи (Мелодия)» и выпущен антимилитаристский макси-сингл «На вечной нейтральной полосе». Сергей Белый - гитара, вокал. Марина Шубина - бэк-вокал, маракасы, тамбурин. Леонид Ч. - саксофон. Владимир Гребцов - ритм-гитара. Сергей Буренков - бас. Дима Паровоз - джа-кахон. Владимир Носырев - запись, сведение, мастеринг. Песни, вошедшие в этот интернет-релиз, были написаны более года назад в преддверии самого продолжительного в истории радиовещания антивоенного радиомарафона «Счастливая Планета», длившегося с 20 по 21 февраля 2021 года на «Радио Город Кудрово» 31 час в режиме нон-стоп, который был признан национальным достижением и зарегистрирован редакцией «Книги рекордов России», как являющийся общественно значимым!
В январе 2023 года вышел альбом «МАНИФЕСТ».
|